Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви

Левкович Алексей Леонидович - автор статей
Рейтинг статьи:
5
(17 оценок)
Опубликовано:
30.12.2020 09:00
Время прочтения:
4 минуты
987
Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви

В Верхнедвинском районе Витебской области расположен агрогородок Сарья. В середине XIX столетия здесь был построен храм, который часто называют каменным кристаллом. Святилище из красного кирпича, возведённое в неоготическом стиле, застыло в стремительном взлёте ввысь. Этот костёл местный землевладелец возвёл в честь умершей супруги, увековечив таким образом память о любви, которая соединила их навсегда.

Если вам потребуется найти достойное место под могилу на кладбище, вы можете обратиться на сайт ритуальной службы. Сотрудники службы помогут получить подходящий участок для захоронения вашего близкого человека.

Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви

Имение Лопатинских

Первые упоминания о Сарье датированы 1508 годом. Изначально она принадлежала древнему роду Сапегов, который известен как одна из самых влиятельных семей Великого княжества Литовского.

В XVII веке эту деревню выкупил писарь великий литовский и воевода берестейский Николай Тадеуш Лопатинский. Он сделал Сарью родовым имением. В усадьбе хранились семейные реликвии и архивы, на стенах висели портреты рода Лопатинских, а в богатой библиотеке имелось несколько тысяч книг и рукописей.

В соседних деревнях, также принадлежавших роду Лопатинских, были возведены кирпичный завод, несколько пивоварен и прочие хозяйственные постройки.

Во имя любви

В сороковых годах XIX столетия наследник шляхетского рода Игнатий Лопатинский привёз в родовое имение молодую жену, Марию Шумскую. Вскоре в усадьбе появились их дети – Станислав и София. Однако идиллия продолжалась недолго – весной 1851 года Мария скончалась.

Игнатий решил возвести храм, который отражал бы его любовь к безвременно почившей супруге. С этой целью он пригласил в имение прусского архитектора Густава Шахта, который тогда проживал в Освее.

Готические шпили в небе Витебщины

Храм, призванный отобразить красоту Марии Лопатинской и глубину чувств горюющего шляхтича, должен был стать шедевром в духе «пламенеющей готики». Фундамент костёла, освящённый викарием Чулдо из соседней деревни Росицы, заложили уже летом 1851 года недалеко от могилы Марии.

Материал для строительства производили тут же, на кирпичном заводе Лопатинских. Несколько лет работы велись мастером-каменщиком из Кублича Иваном Шереметом и сарьевскими подмастерьями Александром Емельяновым, Иваном Ледаком и Михаилом Исаковым. Также в помощь им каждый день предоставлялись почти два десятка рабочих.

Возведение храма в честь Марии Лопатинской завершилось в 1857 году. Здание дошло до наших времён практически без изменений. Однонефная прямоугольная базилика заканчивается пятигранной апсидой – полукруглым выступом здания, в котором находится алтарь.

Фасад здания разделён на три части. В центральной находится вход – портал, обрамлённый вимпергом (высоким треугольным фронтоном). В архитектуре Западной Европы вимперги применяли для усиления вертикальной направленности композиции. Часто их дополняли декоративными украшениями в виде розочек и различных узоров. Центральная часть костёла очерчена двумя пятигранными контрфорсами с копьевидными башенками – пинаклями, которые мы часто можем видеть в исторических передачах и художественных фильмах. Такие же башенки расположены по периметру здания на боковых контрфорсах.

Боковые фасады украшены вертикальными плоскими узкими выступами – лизернами, а сверху дополнены аркадами и рядами декоративных ложных арок. Окна классической для готики стрельчатой формы декорированы обрамляющими дугами – архивольтами.

Кровля храма опирается на крестообразные перекрытия нефа – вытянутого основного помещения. Каркасный крестовый свод укреплён каменными арками – нервюрами, а над входом в костёл на двух мощных колоннах располагаются балконы, снабжённые арочным ограждением из фигурных столбиков. Во время службы на этих балконах размещается церковный хор.

Сложная судьба костёла

Середина XIX столетия для Беларуси стала временем испытаний. В 1830-1831 годах прошло восстание польской знати, подавленное войсками под командованием Александра Суворова. После этого был проведён ряд политических и административных мероприятий, направленных на то, чтобы укрепить самодержавную власть на территории Северо-Западного края. Некоторые изменения затронули и сферу религии, поэтому понадобились определённые усилия для того, чтобы освятить костёл Святой Марии. Для этого мать Игнатия Дорота Лопатинская задействовала связи в высших кругах Вильно и выдала храм за часовню, построенную возле семейной усыпальницы.

После восстания 1863-1864 г.г. костёл перешёл во владение Русской православной церкви, а через пять лет он был освящён и переименован в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Игнатий Лопатинский до самой своей смерти 11 мая 1882 года присматривал за храмом и всячески ухаживал за садом, разбитым вокруг него.

Бурное ХХ столетие также затронуло этот памятник любви. В богоборческих тридцатых годах храм закрыли, а позже использовали под хозяйственные нужды. Только в 1990-м году здание с разрушенной колокольней и утраченными фрагментами внешнего декора было возвращено верующим. В 2009 году уроженец деревни Сарья, председатель райисполкома Игорь Маркович по своей личной инициативе принялся за реставрационные работы. К восстановлению храма присоединились жители и целые коллективы района, а также Полоцкая епархия. Всем миром было восстановлено не только здание, но также прилегающая территория, на которой разместили фонтан и бронзовый памятник святым благоверным Петру и Февронии.

Ныне в церкви Успения Пресвятой Богородицы находится икона с частицами мощей святых Петра и Февронии. Прежде забытое святилище стало местом, где семья может получить благословение на долгий и счастливый союз. Так всё, созданное с любовью и благодарностью, даже через века возвращается к потомкам, неся с собою свет и надежду.

Компания Ritual.by предоставляет ритуальные услуги и поможет организовать обряды и церемонии в соответствии с вашими пожеланиями и традициями. Важно, чтобы все было продумано и организовано с заботой, чтобы создать атмосферу уважения к ушедшим и поддержки для тех, кто остался.

Вопрос и ответ

Как можно доехать до Сарьи на своём транспорте?

К деревне можно добраться из Минска от МКАД на Острошицкий городок, через 22 километра свернуть на Плещеницы, потом через Лепель проехать до Полоцка. От Полоцка ехать до Новополоцка и свернуть на Верхнедвинск. От Верхнедвинска Сарья находится в шестидесяти километрах.

По какой причине костёл Святой Марии изъяли из собственности Игнатия Лопатинского?

Шляхтич принимал участие в восстании Кастуся Калиновского. Ещё три года после событий 1863-1864 г.г. Игнатий Лопатинский находился под домашним арестом в Вильно. От ссылки в Сибирь его спасло только заступничество матери Дороты Лопатинской и её высокопоставленных друзей. Всё имение землевладельца, скомпрометировавшего себя участием в мятеже, было передано государству.

Почему при возведении храма в Сарье был выбран готический стиль?

По мнению самого Игнатия Лопатинского, именно подобное здание, к тому же построенное из местного высококачественного красного кирпича, лучше всего соответствовало чувству, которое он испытывал к умершей жене.

Отзывы

15 апреля 2024

Хочу выразить глубокую благодарность агенту Станчик Анастасии Васильевне за безупречную работу. Всё было сделано чётко, быстро, профессионально. Особо хочу отметить деликатность и вежливость Анастасии. Спасибо, что в такой тяжёлый момент Вы облегчили нам организацию похорон.

Валерия
13 апреля 2024

Все хорошо!

Мария
Оценить материал
<< Предыдущая Следующая >>

Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви»? На данной странице вы найдете ответы по интересующему запросу. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

https://ritual.by/articles/khram-u-mogily-v-sare-postroennyy-vo-imya-lyubvi/
Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви
Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви
Храм у могилы в Сарье, построенный во имя любви: В Верхнедвинском районе Витебской области расположен агрогородок Сарья. В середине XIX столетия здесь был построен храм, который часто называют каменным...
Храм, у, могилы, в, Сарье,, построенный, во, имя, любви
В Верхнедвинском районе Витебской области расположен агрогородок Сарья. В середине XIX столетия здесь был построен храм, который часто называют каменным кристаллом. Святилище из красного кирпича, возведённое в неоготическом стиле, застыло в стремительном взлёте ввысь. Этот костёл местный землевладелец возвёл в честь умершей супруги, увековечив таким образом память о любви, которая соединила их навсегда. Содержание: 1. Имение Лопатинских 2. Во имя любви 3. Готические шпили в небе Витебщины 4. Сложная судьба костёла Если вам потребуется найти достойное место под могилу на кладбище , вы можете обратиться на сайт ритуальной службы. Сотрудники службы помогут получить подходящий участок для захоронения вашего близкого человека. Имение Лопатинских Первые упоминания о Сарье датированы 1508 годом. Изначально она принадлежала древнему роду Сапегов, который известен как одна из самых влиятельных семей Великого княжества Литовского. В XVII веке эту деревню выкупил писарь великий литовский и воевода берестейский Николай Тадеуш Лопатинский. Он сделал Сарью родовым имением. В усадьбе хранились семейные реликвии и архивы, на стенах висели портреты рода Лопатинских, а в богатой библиотеке имелось несколько тысяч книг и рукописей. В соседних деревнях, также принадлежавших роду Лопатинских, были возведены кирпичный завод, несколько пивоварен и прочие хозяйственные постройки. Во имя любви В сороковых годах XIX столетия наследник шляхетского рода Игнатий Лопатинский привёз в родовое имение молодую жену, Марию Шумскую. Вскоре в усадьбе появились их дети – Станислав и София. Однако идиллия продолжалась недолго – весной 1851 года Мария скончалась. Игнатий решил возвести храм, который отражал бы его любовь к безвременно почившей супруге. С этой целью он пригласил в имение прусского архитектора Густава Шахта, который тогда проживал в Освее. Готические шпили в небе Витебщины Храм, призванный отобразить красоту Марии Лопатинской и глубину чувств горюющего шляхтича, должен был стать шедевром в духе «пламенеющей готики». Фундамент костёла, освящённый викарием Чулдо из соседней деревни Росицы, заложили уже летом 1851 года недалеко от могилы Марии. Материал для строительства производили тут же, на кирпичном заводе Лопатинских. Несколько лет работы велись мастером-каменщиком из Кублича Иваном Шереметом и сарьевскими подмастерьями Александром Емельяновым, Иваном Ледаком и Михаилом Исаковым. Также в помощь им каждый день предоставлялись почти два десятка рабочих. Возведение храма в честь Марии Лопатинской завершилось в 1857 году. Здание дошло до наших времён практически без изменений. Однонефная прямоугольная базилика заканчивается пятигранной апсидой – полукруглым выступом здания, в котором находится алтарь. Фасад здания разделён на три части. В центральной находится вход – портал, обрамлённый вимпергом (высоким треугольным фронтоном). В архитектуре Западной Европы вимперги применяли для усиления вертикальной направленности композиции. Часто их дополняли декоративными украшениями в виде розочек и различных узоров. Центральная часть костёла очерчена двумя пятигранными контрфорсами с копьевидными башенками – пинаклями, которые мы часто можем видеть в исторических передачах и художественных фильмах. Такие же башенки расположены по периметру здания на боковых контрфорсах. Боковые фасады украшены вертикальными плоскими узкими выступами – лизернами, а сверху дополнены аркадами и рядами декоративных ложных арок. Окна классической для готики стрельчатой формы декорированы обрамляющими дугами – архивольтами. Кровля храма опирается на крестообразные перекрытия нефа – вытянутого основного помещения. Каркасный крестовый свод укреплён каменными арками – нервюрами, а над входом в костёл на двух мощных колоннах располагаются балконы, снабжённые арочным ограждением из фигурных столбиков. Во время службы на этих балконах размещается церковный хор. Сложная судьба костёла Середина XIX столетия для Беларуси стала временем испытаний. В 1830-1831 годах прошло восстание польской знати, подавленное войсками под командованием Александра Суворова. После этого был проведён ряд политических и административных мероприятий, направленных на то, чтобы укрепить самодержавную власть на территории Северо-Западного края. Некоторые изменения затронули и сферу религии, поэтому понадобились определённые усилия для того, чтобы освятить костёл Святой Марии. Для этого мать Игнатия Дорота Лопатинская задействовала связи в высших кругах Вильно и выдала храм за часовню, построенную возле семейной усыпальницы. После восстания 1863-1864 г.г. костёл перешёл во владение Русской православной церкви, а через пять лет он был освящён и переименован в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Игнатий Лопатинский до самой своей смерти 11 мая 1882 года присматривал за храмом и всячески ухаживал за садом, разбитым вокруг него. Бурное ХХ столетие также затронуло этот памятник любви. В богоборческих тридцатых годах храм закрыли, а позже использовали под хозяйственные нужды. Только в 1990-м году здание с разрушенной колокольней и утраченными фрагментами внешнего декора было возвращено верующим. В 2009 году уроженец деревни Сарья, председатель райисполкома Игорь Маркович по своей личной инициативе принялся за реставрационные работы. К восстановлению храма присоединились жители и целые коллективы района, а также Полоцкая епархия. Всем миром было восстановлено не только здание, но также прилегающая территория, на которой разместили фонтан и бронзовый памятник святым благоверным Петру и Февронии. Ныне в церкви Успения Пресвятой Богородицы находится икона с частицами мощей святых Петра и Февронии. Прежде забытое святилище стало местом, где семья может получить благословение на долгий и счастливый союз. Так всё, созданное с любовью и благодарностью, даже через века возвращается к потомкам, неся с собою свет и надежду. Компания Ritual.by предоставляет ритуальные услуги и поможет организовать обряды и церемонии в соответствии с вашими пожеланиями и традициями. Важно, чтобы все было продумано и организовано с заботой, чтобы создать атмосферу уважения к ушедшим и поддержки для тех, кто остался.
2020-12-30T09:00:00+03:00
2023-09-06T13:21:50+03:00
2020
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://ritual.by/local/templates/default/images/logo_quadro.jpg
+375 (44) 782 97 76
Минск, ул. Олешева, д. 12А
500
500
Получить консультацию
Выбрать удобное время для звонка
: